"ВОЛГОГРАДСКИЙ ЦЕНТР КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ"

ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ТАЛАНТЛИВЫХ ЛИЧНОСТЕЙ

ИНТЕРВЬЮ

Рубрика

Уважаемые друзья, в рубрике «СинемаSTARт» мы будем знакомить вас с молодыми и талантливыми российскими кинематографистами.

 

«Александр Разбаш. По следам мечты»

Знакомьтесь, актер театра и кино, кинорежиссер Александр Разбаш.

1) Александр, профессия актера – довольно рисковое дело. Почему вы выбрали именно эту стезю?

Я поступал на актерский с расчетом, что в будущем переведусь на театральную режиссуру, но побоялся на тот момент, будучи семнадцатилетним пацаном, заниматься столь ответственной профессией. А с годами, в процессе обучения, сильно увлекся именно актерской профессией. Мой мастер З. Я. Корогодский, прекраснейший, умнейший, талантливейший педагог и режиссер, взрастил огромную плеяду ленинградских и питерских актеров. Он возглавлял в свое время Ленинградский ТЮЗ, и это был расцвет этого театра. Мой мастер прекрасно обучал актерскому мастерству, но вот по поводу режиссуры во время обучения у меня возникли некие сомнения. Поэтому я решил остаться в актерской профессии, но о режиссуре никогда не забывал.

 

2) С чего вы начинали? В каких проектах вы участвовали на первых ступенях профессии?

Благодаря моей однокурснице, я узнал о доборе в труппу театра «Балтийский Дом»! И меня взяли, в спектакле с Дмитрием Нагиевым «Милашка» не хватало танцующей массовки. Затем меня все-таки приняли в труппу и начались репетиции, выпуски, премьеры. Были и главные роли и второстепенные. Именно в то время меня пригласили на кастинг в фильм Александра Николаевича Сокурова «Отец и Сын» и, помню, меня попросили подготовить стихотворение или прозу, что необычно для стандартных кастингов. Я пришел, прочитал, кастинг проводил сам Александр Николаевич, он спросил меня, смотрел ли я его фильмы, я сказал честно, что почти ничего не видел, на что он попросил меня к следующему разу более подробно ознакомиться с его творчеством, я сказал, что сделаю это непременно и благополучно об этом забыл. Ну, кто я, и кто Александр Николаевич, и зачем я ему сдался. Через две недели мне позвонили и попросили прийти на повторный кастинг. Помню, как судорожно искал весь день кассеты с фильмами Сокурова, как на перемотке просмотрел два его фильма. В итоге, я попал в два его проекта «Отец и сын» и «Русский ковчег».

Кадр из художественного фильма А. Сокурова «Отец и сын»

Кстати, в «Русском ковчеге» я много за кого звучал, даже пере озвучивал одну питерскую звезду, не буду называть имя этой звезды, дабы не обидеть. Ну а далее меня полностью поглотил театр, и кино постепенно ушло из моей жизни, хотя предложений было много.

3) Как вы попали в мастерскую С. М. Овчарова? Вы хотели попасть именно к нему?

В детстве мне очень нравился фильм «Левша», который довольно часто демонстрировался на экранах советского телевидения, я пересматривал его каждый раз, хотя мои ровесники предпочитали совсем другое кино. Повзрослев, я более подробно увлекся творчеством режиссера С. М. Овчарова. И вот однажды, когда в моей творческой жизни наступил переломный момент, с театром у меня не клеилось, я решил осуществить свою давнюю мечту и поступить на кинорежиссуру. Конечно же, хотелось учиться два года на высших режиссерских курсах, но они тогда были только в Москве, а переезжать в Москву я побоялся. И вот вдруг от своей однокурсницы я узнаю, что в институте кино и телевидения набирает курс мой любимый кинорежиссер Сергей Михайлович Овчаров, правда на пятилетнее обучение. И я решил попробовать, а вдруг! Даже пять лет обучения меня не пугали, лишь бы учиться у Сергея Михайловича, хотя очно я с ним знаком не был… Это, если можно так выразиться - некая космическая связь, вот ты чувствуешь, что это именно твой человек, а объяснить почему не можешь. И действительно, когда я с ним встретился при поступлении на актерском туре, после которого меня благополучно срезали, я окончательно понял, что хочу учиться именно у этого мастера. Конечно, я переживал, что провалился на вступительных экзаменах, но решил надеяться и верить. И действительно, через год я узнал, что открылась небольшая киношкола Сергея Михайловича, и я пошёл туда учиться. Ну а через некоторое время в университете кино и телевидения открылись Высшие режиссерские курсы Сергея Михайловича Овчарова, на которые я благополучно поступил.

 

4) Вы можете вспомнить какие-либо слова мастера, которые оказали влияние на вас, помогли вам?

Самое главное, чтобы я перестал сопротивляться и доверился ему, как опытному режиссеру, как мастеру. Чтобы перестал быть «Фомой неверующим», это та самая черта моего характера, которая мешала мне все эти годы обучения. Чтобы избавился от излишней театральности в своих работах, так как существование актера в кино отличается от существования актера в театре. Чтобы в сценарии была тема, без этого бессмысленно снимать кино. Чтоб не зацикливался на любимых кадрах и беспощадно резал их, если это работает на фильм, на историю.

Мне кажется, если развернуто отвечать на этот вопрос, одного интервью не хватит.

 

5) А чем привлекло ремесло кинорежиссера? Какие мысли толкнули к постижению этой сложной профессии?

Мне часто задают этот вопрос! Наверное, в первую очередь это очень интересно. Во-вторых это развитие, я дошел до того момента в жизни когда не было того внешнего толчка, который подтолкнул бы тебя к саморазвитию. Необходимо было что-то поменять в жизни, вот я и решил, что настал тот самый момент, когда я могу реализовать свою давнюю мечту.

 

6) Есть ли такой кино или телепроект, где вы нашли себя, своего героя?

Моей дипломной работой был короткометражный фильм «Отец» по рассказу А. П. Чехова. Этот рассказ попал ко мне в руки уже к концу моего обучения, за что спасибо моей однокурснице. Времени тщательно прорабатывать сценарий уже не оставалось. Наше обучение было построено на тщательной проработке сценария, и пока ты сам себе не скажешь «сценарий готов, осталось только снять», к съемкам не приступали. Но в моем случае, время было упущено, и мы решили вместе с мастером пойти на эксперимент, снять фильм по рассказу Чехова, в современном изложении, но, не осовременивая сам текст, убрав из него только старорусские выражения. И вот когда уже фильм снят, героически озвучен (так как нам приходилось бороться с красивым чеховским текстом, пытаться сделать его живым, современным), мы можем с уверенностью сказать, эксперимент удался. На данный момент я с упоением читаю рассказы А. П. Чехова, вероятно ещё раз решусь пойти на такой эксперимент.

7)Расскажите о вашей работе с А. Н. Сокуровым. Какие впечатления у вас остались?

Самые прекрасные. Каждый раз, когда я приходил на съемки, мне казалось, что я участвую действительно в чем-то грандиозном. Вся съемочная группа никогда не сидела на месте, все что-то делали. Художники выполняли свою работу, костюмеры и гримеры свою, операторская группа свою. Это как хорошо отлаженный механизм, и ты часть этого механизма, от которого многое зависит. Недаром пока только Александру Николаевичу удалось снять такой фильм как «Русский Ковчег», если вы помните, он был снят с одного дубля, камера не выключалась ни разу. И вся многочисленная армия актеров сработала на «отлично». Сам Александр Николаевич прекрасный, интеллигентный, мудрый, тонкий человек. Работать с ним очень приятно, он никогда не кричал на съемочной площадке, всегда тактично и мягко добивался от актера нужного результата. При этом ему подчинялось абсолютно все. На площадке и во время подготовки к съемкам не было никаких интриг, никто ни на кого не точил зуб, никто ни с кем не ссорился и не ругался. Все, подчеркиваю, все были воодушевлены одним желанием снять хорошее, умное, красивое кино. И со съемок ты уходил одухотворенным.

 

8) Какие проекты вы хотите реализовать? Какие, может, уже начаты?

Сейчас я задумался над сценарием мини сериала. Ищу сценариста, с кем бы мог попробовать реализовать свою задумку, но очень сложно найти своего человека и самое главное, когда ты такого человека найдешь, не потерять его. Потихоньку работаю над чеховскими рассказами. Есть идея снять полный метр, это история, основанная на реальных, трагических событиях, произошедших в нашей стране. Но сейчас реализовать столь масштабный проект практически невозможно.

 

9) Ваши пожелания молодым кинематографистам?

Неисчерпаемого вдохновения, талантливых единомышленников и верных друзей в профессии, творческих успехов и победы!

Автор статьи: Дарья Квитко

Киножурнал «Контент Синема»

 

 

Рубрика

Уважаемые друзья, в рубрике «СинемаSTARт» мы будем знакомить вас с молодыми и талантливыми российскими кинематографистами.

«Личное дело» кинорежиссера Андрея Носкова

Художественный фильм «Личное дело» знакомит зрителя с непростой судьбой солдата Корнилова, попавшего в условия выживания. О том, что не увидеть на экране, о потаенной мысли сюжета мы решили спросить Андрея Носкова – автора кинокартины.

 

1) Андрей, расскажите о рождении замысла фильма «Личное дело». Что вдохновило Вас?

- Я был в Киеве, в гостях у своих друзей. Один из них рассказал мне историю, которая произошла с его знакомым на дальнем востоке, когда он служил в армии, в стройбате. Военная часть что-то строила в тайге, потом приехал генерал и сказал, что строили не там где надо, и поэтому часть переводят в другой район. Часть спешно стала переезжать. И тут выяснилось, что один грейдер придется оставить, так как водитель, на нем работавший, заболел, а кроме него никто его заводить больше не умел. Бросить технику в лесу командир не решился, и потому дал приказ одному из солдат охранять грейдер. Через неделю обещал сменить. Оставили сухпай на неделю и уехали. Солдат прожил неделю, но за ним никто не приехал. Началось выживание и борьба за жизнь, которая продолжалась три месяца. Когда за ним вернулись, командир сообщил, что они его просто забыли.

Самое интересное для меня были эти три месяца, что он провел один. Голод, холод, молчание, одиночество... Человек наедине с природой. Ты и вселенная. И сказать друг другу нечего. Какие чувства он испытывал, о чем он думал, что было с его духом?

1) О чем Ваш фильм, какова его идея и основная тема?

- Однажды я прочел книгу «Под тенью Сатурна», автор Джеймс Холлис. Она произвела на меня большое впечатление.

В этой книге описывается опыт многих людей, позволяющий каждому конкретному мужчине расширить рамки своего сознания, выразить свое отношение к происходящему и найти свой путь.

Мне стало ясно, что я сам, и большинство современных мужчин, живет под гнетом образа Мужчины - человека, который должен стремиться добиваться успеха в карьере и обществе, отвечать определенным ожиданиям, участвовать в конкурентной борьбе и враждовать со своими соперниками.

Но это все касается проявления человека только во внешнем мире. При этом мальчика в детстве не учат жить внутренней жизнью, не учат заниматься духовным поиском и прислушиваться к зову собственной души. И нет преемственности поколений, нет связи с предками, нет передачи опыта от отцов к детям, как это было в древности.

У современного мужчины нет учителя, наставника. Ранее был дед, старейшина, глава рода, носитель опыта, традиций, знания, как жить правильно, как строить свой путь, как эти знания применять на практике, и как передавать его дальше. Мужчина не проходит многих ступеней развития, в частности мужской инициации. Роль отца в воспитании мальчика в настоящее время свелась к минимуму – зачать, накормить, дать образование. Воспитанием мужчины занимаются в основном женщины – дома мать, в детском саду воспитательницы, в школе – учительницы (в большинстве случаев в школах преподают женщины, чем учителя мужчины). В отсутствие должного участия отца и мужской части поколения рода (дед, прадед), частое влияние женского, материнского отзывается на жизни мужчины отрицательно, формирует проблемы. Он не в состоянии почувствовать себя зрелым человеком, способным доверять себе и строить доверительные отношения с окружающим миром, так как лишен знаний, опыта быть мужчиной.

Основная тема фильма - это тема Матери. Образ матери включает в себя не только физическую мать. Это еще земля, природа, Родина.

 

3)Почему именно армейская тематика?

- Армейская тематика здесь только в том, что это случилось в армии. С Гамлетом в Эльсиноре, а с Корниловым в армии. Я о месте действия.

 

4) Пытались ли Вы показать изъяны армии в фильме?

- Нет. Фильм не об армии.

 

5) Какие основные пороки людей можно увидеть в Вашем фильме?

- Страх, ненависть, равнодушие, злоба... А вообще, наверное, на этот вопрос лучше зрители ответят.

 

6)Опишите главного героя фильма, одним словом.

- Дух.

Во всем, что мы делаем, по-настоящему необходимо лишь одно – Дух (дон Хуан).

 

7) Ваше авторское отношение к прапорщику в своем фильме.

- Если рассматривать прапорщика с бытовой точки зрения, то он, конечно, подлец. Если же расширить восприятие, то он проводник высшей воли. Он отец, который отправляет сына в путешествие, ставит его в ситуацию, где нужно действовать. Прапорщик участвует в перерождении Корнилова.

Именно поэтому в письме к матери Корнилов пишет "...спасибо ему, если бы не он я бы многое не понял..." Мама - это чувство безопасности, комфорт, мама - это любовь. Все эти чувства важны в детстве, но для взрослеющей личности (в данном случае мы говорим о мальчиках, мужчинах) они могут сыграть негативное последствие. Мужчина может на всю жизнь остаться ребенком, при этом не важно, сколько ему лет и какие социальные функции он выполняет. Именно поэтому каждому мужчине очень важно "оторваться" от мамы психологически, чтобы начать взрослеть. Это его путь к зрелости. Если он этого не сделает, то это, несомненно, отразится на его жизни, взаимодействие с женщинами, да и вообще с миром. Женщина не может сама оторвать от себя сына, ей это не дано по природе. Я имею в виду психологически отпустить. Это может сделать или сам мужчина, который в силу каких-то обстоятельств осознал эту проблему, или его отец, если он, конечно, сам является инициированным человеком. Основная задача отца - это "забрать" сына у матери. Забрать мальчика, чтобы вернулся мужчина. Для этого изначально нужна эмоциональная травма. Сам отрыв это травма, она нужна для "остановки мира" молодого человека, самому ему будет тяжело уйти от тепличных условий. Прапорщик в фильме является одним из носителей именно этой идеи.

 

8) Можно ли сказать, что Корнилов в конце своих испытаний разочаруется в людях?

- В чем-то, наверное, разочаруется, а в чем то и поймет.

9) А может ли быть патриотом современный человек, брошенный погибать так, как солдат Корнилов?

- Чтобы ни ответил человек, отвечая на этот вопрос, он не знает. Все может решить только ситуация, когда человек на деле поймет, на что он способен.

 

10) Что движет героем в момент, когда он бросается отстаивать экскаватор?

- "Родина, пусть кричат уродина, но она нам нравится, хоть и не красавица..." (из песни Юрия Шевчука). Мы можем злиться на свое государство, но не на родную землю или своих близких. И когда кто-то оскорбляет родных или угрожает Родине, в нас просыпается необъяснимая сила, которая движет нами, чтобы защищать и добиваться справедливости.

 

11) Солдат, после случившегося, пишет письмо матери. Почему именно ей?

- В начале фильма, перед отправкой на карьер, командир сообщает Корнилову, что звонила его мать, так как от сына нет вестей. Он приказывает солдату написать письмо матери. Корнилов смущается, эта тема ему неприятна и досадна, и он отправляется на задание, так и не написав письма.

В жизни каждого человека образ Родины неразрывно связан с образом матери. Поэтому в конце фильма для Корнилова, прошедшего сложные испытания, написание письма матери становится важным актом воссоединения героя с матерью, со своими родными корнями.

 

12) Можно ли сказать, что Корнилова был слабым человеком и остался им? Если произошло перерождение героя, то, на Ваш взгляд, каким образом?

- Карьер и экскаватор в этой истории есть образы Родины, к которым главный герой поначалу испытывает страх, ненависть, злость. Эти чувства - главное препятствие на пути Корнилова к самому себе. Преодолеть ненависть к карьеру ему удается в ситуации, когда он защищает карьерный экскаватор от посягательства посторонних людей. И эти действия пробуждают в Корнилове не осознаваемые им до сих пор, но уже зародившиеся чувства патриотизма и ответственности по отношению к якобы ненавистному карьеру. В этот момент он вдруг понимает, как это место ему на самом деле стало дорого. Таким образом, происходит духовное перерождение Корнилова, как человека, его становление, как личности.

Обстоятельства в истории Корнилова складываются таким образом, что ему будет предъявлено обвинение в самовольном оставлении места службы и разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Его дело будет поручено следователю военной прокуратуры.

Следователь, женщина, становится последним звеном в духовном перерождении Корнилова, служит точкой возврата к образу матери. Следователь предъявляет солдату Корнилову обвинение и предлагает написать ему чистосердечное признание. Она кладет перед ним чистый белый лист и ручку. Корнилов пишет, но не признание. Он пишет письмо. Письмо маме, которое только сейчас может родиться в нем, хоть и с большим опозданием, но со всей силой принятия и любви.

Письмо к матери - это исповедь Корнилова, очищение.

В образе следователя проявляется человеческое лицо, лицо женщины, а не военного следователя.

 

13) Почему Вы назвали фильм «Личное дело»?

- В этом названии, мне кажется, присутствует некая семантика. Личное дело Корнилова как солдата, личное дело Корнилова как его внутренние переживания и взросление, и мое личное дело как автора.

 

14) На Ваш взгляд, какое будущее ждет Корнилова после всего случившегося с ним?

- Светлое. Путь к душе, наверное, самый тяжелый, но это к Свету.

 

15) Какие у Вас были сложности в процессе создания фильма?

- Изначально были сложности с написанием сценария, поиска темы. Первый вариант был другим, там не было развития героя. Бюджет фильма был маленький, это конечно создавало определенные проблемы в организации съемочного процесса. Но при всем при этом нам везло, даже снег пошел тогда когда надо.

Всегда находились люди готовые помочь. Огромное им спасибо! Условия проживания в карьере тоже были не простые. Было холодно, актеры мерзли, особенно Андрей Ганичев, который играл главную роль. Однако я ни разу ни от кого не услышал каких-то недовольств и жалоб. Все мы были поглощены творческим процессом. Магия кино, одним словом!

 

16) Вы довольны итогом?

- Скорее да, хотя не все получилось так, как изначально задумывалось. Как говорится, нет пределов совершенству.

 

17) Какая судьба у фильма? Чего Вы ожидаете?

- У нас было два показа в Уфе. Планируем рассылать фильм по фестивалям. Чего я ожидаю? Вы знаете, когда после просмотра фильма находится человек, увидевший идею, которую ты пытался заложить в фильм, это важно, так как ты понимаешь что при всех своих сомнениях, тебе все-таки что-то удалось сделать, донести.

 

18) Ваши пожелания всем людям.

- Учиться любить.

Автор статьи: Дарья Квитко

Киножурнал «Контент Синема»